Статьи из мира натуральных камней

На этой странице можно найти разные статьи про украшения из различных натуральных материалов - камней, жемчуга, перламутра, янтаря...


« Искусственные драгоценные камни  | В начало |  Магия аметиста »


Рубин, сапфир, или...

Рубины. В поисках Короля рубинов
Он будет счастливым, только когда найдет Короля рубинов. Это очень большой рубин, не меньше головы его черной пантеры, а посмотришь на него, так кажется, будто в нем переливается жидкий огонь. Волшебник искал его на всех планетах, добрался даже до Нептуна, но до сих пор не нашел. Сейчас он отправился на Луну, ищет рубин в лунных кратерах, впрочем, без особой надежды на успех. В глубине души Волшебник уверен, что рубин находится на Солнце, но попасть туда он не может. Он уже делал несколько попыток, но там слишком горячо.
Туве Янссон. «Шляпа Волшебника»


Бывает, что и в сказке случается так же, как в жизни. Правда, в отличие от современных искателей сокровищ, персонаж детской писательницы Туве Янссон четко знает, где следует искать самый дорогой камень - редкий по качеству и красоте рубин. А вот с нами природа играет злую шутку уже не один десяток лет: ни одно месторождение не может гарантировать своим старателям «рубиновое чудо» весом в пять карат и близким к идеалу цветом и чистотой. Впрочем, даже самые уникальные образцы красного корунда, добытые сегодня, окажутся существенно скромнее мифического Короля рубинов.

Рубин
Разновидность: корунд.
Цвет: ярко-, темно- и фиолетово-красный.
Основные месторождения: Бирма, Шри-Ланка, Таиланд, Индия, Пакистан, Австралия, Мадагаскар, Бразилия.
В старину практически все красные камни назывались рубинами (от латинского «рубер» - красный), но порой даже знаменитые их образцы при проверке оказывались благородными шпинелями, гранатами или турмалинами. Равно как все синие камни - сапфирами. Схожая судьба у этих камней сложилась не случайно. В 1800 году было установлено, что рубин и сапфир являются разновидностями корунда. Только сапфиру лазурный оттенок придают включения железа и титана в кристаллической решетке, а кроваво-красный тон рубина задает незначительная примесь хрома.

Жидкий огонь
Рубин был изменчив, как море. Он был то сплошной свет, и розовый отблеск реял над ним - совсем как над заснеженной вершиной при восходе солнца, то вдруг метал из своей глубины темно-красный пламень, А то вдруг делался как черный тюльпан с лучиками- тычинками.
Т. Янсон


Идеальный цвет для рубина - насыщенно-красный с легким пурпурным оттенком. Это так называемый цвет «голубиной крови». Слабый оранжевый оттенок, как и более ощутимый лиловый, снижают стоимость камня.
В России цвет рубина традиционно определялся тремя градациями красного. Очевидно, что этого всегда было недостаточно, и торговцы фактически придумывали собственные классификации. Мировая практика доказала эффективность способа наделять камень с типичным для своего месторождения цветом особым торговым наименованием и оперировать в торговле уже брендовыми определениями, как «бирманский», «цейлонский» и т. д. Следует иметь в виду, что такая тактика во многих случаях строится прежде всего для повышения спроса на камень и, как результат, роста его стоимости. Ведь точно такие же по цвету и качеству образцы находят порой и в Африке, и в Таиланде, причем за совсем другие деньги.

Дилемма: кровь или лазурь?
Макс Байер в книге «Драгоценные камни» (1896) дал следующее определение рубину: «Тон цвета в рубине варьирует в различных образцах от розово-красного до красновато-белого. Некоторые образцы, так слабо окрашены в красный, что кажутся практически бесцветными. Темные цвета: пурпурно-красный, карминно-красный или кроваво-красный - в большинстве рубинов имеют в большей или меньшей степени оттенок синего до фиолетового, который особенно заметен в отраженном свете. Глубина цвета больше всего поражает в рубинах пурпурно-карминно-красного или карминно-красного с голубоватым оттенком цвета».
Красный цвет и его варианты, различающиеся насыщенностью и оттенком, отличают рубин от менее дорогого розового сапфира. Последний имеет более лиловый оттенок, его цвет менее насыщенный. Один из главных вопросов: где «заканчивается» рубин и «начинается» более дешевый розовый сапфир - остается не решенным и по сей день, причем однозначной границы в цветовом переходе здесь не существует. Различные геммологические школы решают эту проблему по-своему, но мнения всех участников рынка расходятся.
В общем случае на рынке ювелирных камней цветовое определение рубина и розового сапфира склоняется и к рубинам - ювелирные камни от средне- или темно-красного до оранжевого или лилово-красного, и к розовым сапфирам, если речь идет о ювелирных камнях от бледного до светло-красного цвета. Цель многих продавцов ювелирных камней купить корунд как розовый сапфир, а продать как рубин, так как в большинстве случаев рубины ценятся выше, чем розовые сапфиры, и поэтому приносят больше прибыли. Необходимость отделять рубин как разновидность корунда в таком случае очевидна.

Красная огранка
Для рубина важна также прозрачность. В России чистота рубина делится на пять групп качества, две из которых применимы для кабошонов. Под такую огранку обычно используют непрозрачные и дефектные камни, впрочем, на Западе часто кабошонируют и чистый рубин.
Что касается традиционной огранки, то, как правило, для рубинов выбирают овальную или круглую форму, впрочем, попадая под модные тенденции, камни могут приобретать интересные фантазийные огранки. Хотя рубин довольно трудно гранить и полировать из-за его высокой твердости. Следует также учитывать, что твердость материала в направлении вдоль оси кристалла выше, чем в других направлениях. Поэтому при огранке рубина не стоит полностью полагаться на автоматический стопор угла, а время от времени осматривать обрабатываемые грани. Углы граней: коронки 40 градусов, павильона 40 градусов. Обработка кабошонов или заготовок под огранку на медных кругах или из карбида кремния малопроизводительна и приводит к быстрому износу круга. Целесообразнее применять алмазные шлифовальные круги.
Впрочем, качество огранки для рубина менее важно, чем для бриллианта, но более важно, чем для изумруда. Хорошо ограненный чистый рубин озаряет красными искрами, в нем видна «игра», «жизнь».

Опыты в лунных кратерах
И по сей день самым популярным и узнаваемым среди красных камней является именно рубин. Но если в былые времена за рубин выдавались другие природные красные камни, то в советские годы такой «пустышкой» был вообще синтетический корунд. Сегодня грамотный покупатель с подозрением взглянет на камень с неестественно ярким цветом и идеальной чистотой. Тем не менее проблема появилась не случайно: натуральный рубин ювелирного качества крайне редок. И потому наиболее перспективным направлением геммологи считают развитие новых, более совершенных методов облагораживания природного материала. Конечно, не тронутый промышленной обработкой натуральный рубин ценится выше облагороженного, но порой эту правду про свои камни не знают сами ювелиры.
Чтобы избавиться от включений рутила в рубине, используют нагревание с последующим контролируемым охлаждением, приводящим к возврату рутила обратно к твердому раствору с рубином. Этот метод используется от случая к случаю. Разницу между природными и облагороженными таким образом рубинами можно увидеть под увеличением. Результат этого метода стабилен до температуры 1600 градусов.
Путем нагревания и последующего медленного охлаждения можно также улучшить или создать эффект астеризма. Обычно его нельзя отличить от природного. Эффект будет стабилен до температуры 1600 градусов с последующим охлаждением.
Термодиффузия (нагревание до 1900 градусов в присутствии красителей) также может улучшить или проявить астеризм, а также усилить цвет. Отличить такие рубины от природных позволит иммерсия или осмотр под увеличением. Так как облагораживание проводилось на поверхности, то следует избегать раскалывания камней. Однако применение термодиффузии для улучшения цвета рубина вызывает некоторые проблемы. При введении 15% хрома в рубин цвет бледнеет (вместо усиления интенсивности), а при 25% и вовсе становится зеленым (вместо красного).
Чтобы избавиться от фиолетовой или коричневатой компоненты окраски рубина используют нагревание. Полученный результат устойчив к внешним воздействиям, но также определяется под увеличением.
Иногда для облагораживания рубина прибегают к методу прокрашивания и промасливания. Это позволяет улучшить цвет и «залечить» мелкие трещины. Краситель находится не в масле, а осаждается на трещинках путем испарения раствора или химической реакции. Однако со временем масло может высохнуть, вытечь или поменять цвет. При уходе за такими рубинами следует избегать растворителей. Кроме этого, сегодня активно применяется залечивание трещин свинцовым стеклом (преимущественно в отношении рубинов Мадагаскара).

Жизнь после рубина
Дом Волшебника полон рубинов. Они грудами навалены на полу, они вделаны в стены и горят, как глаза зверей. Дом I без крыши, и проплывающие над ним облака отсвечивают красным от их блеска. Глаза Волшебника тоже красные и светятся в темноте.
Т. Янсон


Рубин принадлежит к наиболее дорогим ювелирным камням, что предопределило существование большого количества его имитаций на рынке цветных камней. Более того, это один из первых драгоценных камней, которые человечество научилось выращивать искусственно. В качестве имитаций рубина используют как всевозможные синтетические красные камни и стекла, так и более дешевые природные: гранаты (альмандин, пироп), а также благородную рубиновую шпинель, турмалин (рубеллит) и т. д.
В начале прошлого века появились первые синтетические ювелирные рубины, аналогичные природным по составу и физическим свойствам. Методом Варнейля за четыре часа вырастает буля диаметром 1,5 см и высотой в несколько сантиметров общим весом от 200 до 500 карат. Мировое производство синтетического рубина достигло скорости более 1 миллиона карат в сутки. Неудивительно, что «синтезированные» камни буквально заполнили мировые рынки.
В России синтетические красные корунды в советские годы фактически отбили интерес покупателя к рубину природному. В то же время популярность рубина во всем мире огромна и из года в год повышается.
Проблемы идентификации природного и синтетического рубина те же, что у изумруда и сапфира - осуществить идентификацию только по физическим характеристикам практически невозможно:
- синтетические рубины производятся по различным методам (гидротермальный, флюсовый) и большим количеством лабораторий, использующих свои технологические приемы, что приводит к существенному разбросу параметров выращиваемых камней;
- старые месторождения рубинов истощаются, им на смену разрабатывают новые - при этом свойства камней из новых месторождений, как правило, отличны от свойств рубинов из месторождений, ранее известных;
- значения физических параметров природных и синтетических рубинов пересекаются: различия среднестатистических физических констант природных рубинов разных месторождений и рубинов синтетических, произведенных по разным технологиям, меньше, чем их разброс в многообразии индивидуумов как тех, так и других.
К примеру, показатели преломления для рубина:
- природного: 1,755—1,780;
- синтетического гидротермального;
- 1,760— 1,775; синтетического флюсового: 1,760—1,770.
Очевидно, что показатель преломления не в состоянии позволить отделить природный рубин от синтетического. То же относится и к значениям твердости, удельного веса и других физических параметров. Более того, спектр поглощения природных и синтетических рубинов весьма схож, и только его цифровая обработка способна дать результаты.
Методы получения синтетических рубинов постоянно совершенствуются, что обеспечивает изготовление синтетических камней с улучшенными характеристиками. Поэтому геммологи часто попадают в трудное положение при решении вопроса, с каким рубином - природным или синтетическим - они имеют дело.
Как отличить природный рубин от синтетического? Для начала тщательно изучить под микроскопом характер окраски и включений в камне. Лучше всего использовать специальный стереоскопический иммерсионный микроскоп. Сегодня активно развивается также метод лазерной спектроскопии.
При идентификации рубина подойдет также фильтр Челси. При наблюдении ярко освещенного рубина через такой фильтр камень выглядит ярко-красным, что в сочетании с дихроизмом может служить косвенным доказательством его природного происхождения.
Распределение цвета в камне также является характерным признаком. В синтетическом рубине, если его изучают в надлежащем положении под лупой или микроскопом, всегда видны близко расположенные изогнутые линии, которые представляют собой последовательные слои роста були. В природных рубинах линии роста - исключительно прямые, пересекающиеся под углом 120 градусов.
Кроме того, надо иметь в виду, что природный рубин почти всегда содержит включения небольших кристаллов других минералов в вид бледных угловатых зерен, пустоты неправильной формы, часто значительных размеров.

Ложные друзья
Очень похожей по цвету на бирманский рубин является красная шпинель, которая к тому же встречается вместе с рубином. Ее цвет также обусловлен примесью хрома, однако оттенок шпинели скорее кирпичный или оранжево-красный, чем рубиново-красный. Уверенно отличить шпинель от рубина можно по отсутствию дихроизма (у рубинов наблюдается сильный дихроизм) и двупреломления у шпинели, ее показателю преломления (1,72), характерному спектру поглощения и по включениям.
Альмандин может быть ошибочно принят за рубин, но отличить рубин от альмандина не составляет труда, если тщательно измерить показатель преломления в свете натриевой лампы. Красные гранаты имеют характерный спектр поглощения с тремя широкими полосами в желтой, зеленой и синей частях спектра.
Топаз с густой розовой окраской может быть принят за бледный цейлонский корунд (в принципе не рубин, а розовый сапфир). Отличить легко по показателю преломления.
До сих пор иногда еще встречаются красные дублеты, почти всегда состоящие из тонкой пластинки альмандина, наклеенной на основание из красного стекла. Тщательное исследование камня позволяет обнаружить место соединения частей дублета: видна тонкая линия, пересекающая коронку чуть ниже площадки. Сама эта линия иногда незаметна, однако резкое изменение блеска при переходе от граната к стеклу в дублете заметна хорошо, если смотреть на камень под надлежащим углом. Выявить подделку не представляет труда, если погрузить его в жидкость и рассматривать сбоку на белом фоне.

Полет на Солнце
Итак, собрать крупную коллекцию из рубинов всех мастей, некогда популярных и широко растиражированных, не составит большого труда. Но чтобы стать выдающимся коллекционером, такого несметного числа камней не потребуется. Достаточно будет двух-трех экземпляров. Но каких!..
Такой камень-находку отличает единственное свойство - это редкость, умноженная на порядок. Несколько лет назад на аукционе в Женеве впервые за много лет появился бирманский рубин идеального качества весом около 36 карат, мгновенно проданный за цену более трех миллионов долларов. Каждый из присутствовавших на аукционе осознавал при этом, что видит нечто подобное в первый и, возможно, последний раз в жизни.
Впрочем, если чистый бирманский рубин цвета «голубиной крови» имеет вес от двух и тем более пяти карат, его уже можно считать редким камнем, а значит, достойным выдающейся коллекции.

Источник: РУССКИЙ ЮВЕЛИР, сентябрь 2008
Виктория Михальченко

Начало активности (дата): 23.02.2010

« Искусственные драгоценные камни  | В начало |  Магия аметиста »